в СМИ



«Молодежь севера» (2006.02.02)

«Фаустина»

шесть раз переоденется и разобьется на мотоцикле


На следующей неделе в Сыктывкаре пройдет премьера спектакля-шоу «Фаустина». «МС» уже дважды рассказывала об этом необычном проекте продюсера Владимира Юрковского («МС», №№ 47, 51, 2005 год). В минувшую пятницу авторы проекта продемонстрировали первые материальные плоды своего труда - в театре оперы и балета РК состоялась презентация пробного CD с саундтреком к «Фаустине». Для представления своего творения впервые собрались почти все лица, причастные к проекту trans-оперы: сценограф Юрий Самодуров, автор костюмов Ирина Арсентьева, солистка Ольга Сосновская, автор либретто, хореограф и режиссер Юрий Пузаков, директор театра оперы и балета Валентина Судакова, Владимир Юрковский, музыкальный руководитель Ирина Блинникова, балетмейстер Любовь Сизова (все вышеназванные запечатлены на снимке слева направо) и аранжировщик Владимир Морозов (остался за кадром). Расшифровывая название проекта trans-оpera, Владимир Юрковский сообщил, что имеется в виду «новая, переходная» опера, и рассказал, как через современную аранжировку он надеется привести молодежь к классической опере. Кроме того, по его мнению, яркое шоу привлечет завсегдатаев конкурсов красоты и светских тусовок. О том, что шоу будет действительно необычным и динамичным, свидетельствует хотя бы такая деталь. На постановку автор пригласил байкера с хорошим мотоциклом и крутой экипировкой. На мотоцикле Фаустина и ее возлюбленный промчатся по сцене театра «навстречу волнующей неизвестности». Недавно в мюзикле «Миллионерша» Ольга Сосновская уже продемонстрировала умение кататься на роликах, а сейчас, учитывая, что мотоцикл должен разбиться, ей предстоит выполнить трюк посложнее. Кроме того, во время постановки певице придется сменить шесть разных нарядов. Причем на переодевание отводится от 30 секунд до 3 минут. Еще один примечательный факт. Владимир Юрковский сообщил, что попросил благословения на постановку у епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Кстати, отрывок из «Фаустины» впервые в Сыктывкаре прозвучал на юбилее хиротонии владыки. Питирим благословил шоу, которое «не затрагивает церковных канонов и душ верующих». В ходе переговоров выяснилось, что секретарь епархии отец Филипп когда-то играл представителя нечистой силы в пьесе, написанной монашкой. Естественно, что и владыка, и отец Филипп приглашены на премьеру. Компакт-диск, работа над которым шла семь месяцев, на этой неделе должен быть выпущен одной из фирм Екатеринбурга тиражом в три тысячи экземпляров и появится в продаже во время премьеры «Фаустины». Шоу, по словам продюсера, получилось дорогим. Бюджет спектакля около двух с половиной - трех миллионов рублей. Для сравнения: обычная постановка в Сыктывкаре тянет на 100-400 тысяч рублей. Помощь оказали спонсоры. Билеты на trans-opera будут стоить от 100 до 1.500 рублей. Уже сейчас раскуплены все «дешевые» места, а ко дню премьеры, как надеется продюсер, зазевавшиеся театралы будут на входе спрашивать «лишние билетики».

Артур Артеев


«Зырянская жизнь» (30.01.2006)

Владыка благословил “Фаустину”,

в которой героиню по очереди соблазнят демон и мужчина

Юрий Пузаков показал, насколько написанное им либретто отличается от классического текста. Юрий Пузаков показал, насколько написанное им либретто отличается от классического текста. В прошлую пятницу, 27 января, в Государственном театре оперы и балета РК прошла презентация компакт-диска с саундтреком к спектаклю-шоу «Фаустина», сыктывкарская премьера которого намечена на 9 февраля. И хотя ни компакт-диск, ни сам спектакль еще не готовы, руководство театра заранее, в промоутерских целях, собрало всех основных причастных к созданию «Фаустины» лиц, чтобы те рассказали журналистам об этом проекте, «новом по творческому замыслу, содержанию и постановочным технологиям для культурного пространства нашего региона». Насколько можно было понять со слов создателей «Фаустины» (журналистам так и не показали обещанный видеофрагмент спектакля, а из всего компакт-диска, который отправлен на тиражирование в Екатеринбург, дали послушать лишь один трек – арию Царицы Ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта»), новый спектакль представляет собой «яркое, динамичное действие с элементами шоу и использованием спецэффектов». В «Фаустине» задействованы тринадцать ведущих солистов балетной труппы театра и одна певица. Народная артистка РК Ольга Сосновская поет пятнадцать известных классических произведений в техно-ритме. Звукорежиссер Владимир Морозов – автор обработки коми песен фолк-группы «Зарни ань» Михаила Бурдина – на сей раз подверг современной аранжировке оперные хиты Беллини, Верди, Пуччини, Каччини, Моцарта, Рахманинова, Грига и др. Либретто к спектаклю написал постановщик «Фаустины», бывший главный балетмейстер Государственного театра оперы и балета РК Юрий Пузаков. Он скорректировал оригинальный литературный сюжет, превратив доктора Фауста в «состарившуюся певицу, готовую на все ради возможности быть на сцене и иметь успех». Все это ей обещает демон Мефисто при одном условии: не отвечать взаимностью на чувства мужчин. Фаустина в итоге не выдерживает испытания и «открывает объятия новому возлюбленному». В кульминационный момент «влюбленные садятся на мотоцикл и мчатся навстречу волнующей неизвестности...» С мотоциклом вышла неувязка. Технические службы театра все еще не дали соответствующего разрешения. Более того, до сих пор не найдены «ни сам мотоцикл, ни каскадер». Зато журналистам уже продемонстрировали мотоциклетный шлем. Автор идеи и продюсер «Фаустины» Владимир Юрковский признался, что, учитывая пикантность сюжета, на всякий случай попросил благословения епископа Сыктывкарского и Воркутинского Питирима. Тот дал добро. «А перед тем, как меня принял владыка, я разговаривал с пресс-секретарем епархии отцом Филиппом. Он мне признался, что когда-то сам играл в спектакле по пьесе, написанной монашкой, роль одного из представителей нечистой силы», – поведал г-н Юрковский. Директор театра Валентина Судакова, рассуждая на тему, почему руководимое ею учреждение взялось за реализацию столь эклектичного проекта, находящегося «на стыке классики и эстрады», сама же и ответила: «Это поиск новой ниши, поскольку спектакля-шоу на сцене нашего театра еще не было». Владимир Юрковский добавил, что новой постановкой, помимо традиционной аудитории оперного театра, «мы хотим привлечь тех, кто ходит на «Мисс «Русское радио» и конкурсы парикмахеров». Бюджет спектакля составил около 3 милионов рублей. Посильную помощь в реализации проекта оказали спонсоры. Цены на сыктывкарский просмотр «Фаустины» будут колебаться в диапазоне от 100 до 1500 рублей.

Борис Суранов

Спектакль не для дураков

Меняющаяся «Фаустина» собрала аншлаг

Минувший уик-энд для столичного бомонда прошел под знаком «Фаустины». Четыре дня в республиканском театре оперы и балета шел первый премьерный блок долгожданного шоу-спектакля «Фаустина». «МС» уже трижды рассказывала об этом необычном проекте продюсера Владимира Юрковского (№№ 47, 51, 2005 год и № 5 2006 год).
Если в четверг и пятницу в зале еще оставались пустые места, то на выходных шоу прошло с аншлагом. В числе зрителей были замечены Глава РК Владимир Торлопов, епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, руководитель местных «единороссов» Анатолий Каракчиев и боссы других партий, руководители ряда республиканских агентств и министерств, представители бизнес-элиты. В зрительном зале встретился и приехавший из Санкт-Петербурга знаменитый бас - солист Мариинского театра - наш земляк Владимир Ванеев. В разговоре с «МС» он отметил, что спектакль ему понравился, и «такие постановки имеют право быть».
По словам организаторов шоу, после премьеры к ним подошел переполненный впечатлениями от необычного зрелища Владимир Торлопов и, похвалив постановку, сообщил, что это был один из немногих его «добровольных» визитов в театр. Обычно ему приходится бывать здесь по долгу службы на разного рода официальных мероприятиях. На «Фаустину» же он пришел как рядовой зрителей, а после премьеры остался на фуршет. Не только приглашенные vip-ы, но и «рядовые» обладатели дорогих люкс-билетов, в стоимость которых входил и фуршет, смогли пообщаться с исполнительницей главной партии – Ольгой Сосновской.
Почти все оказавшиеся на прогоне (допремьерной сдаче спектакля) театралы отметили, какое гнетущее впечатление на них производит транслируемый на гигантский экран фоторяд образов погибшей Фаустины. Тем более что личные снимки «Фаустины» - Ольги Сосновской, включая и те, что были сделаны в детстве. «Прямо похороны Сосновской», - испуганно охнул кто-то. Зрители, пришедшее на премьеру, этого уже не увидели – вместо изображения Ольги Сосновской на экране светились образы известных оперных див, в том числе и ныне живущих. «Спектакль – это живой организм, он меняется, развивается и адаптируется к зрителю, - объяснили «МС» организаторы шоу. – Поэтому такие изменения вполне допустимы. Более того, в марте зрители увидят нечто новое. Все четыре первых спектакля прошли в поисках новых решений. В театре говорят, что нужно ходить не на первую премьеру, а на десятую». Удививший зрителей «показ мод» символизирует бурную театральную жизнь Фаустины – все платья на моделях взяты из костюмерной театра оперы и балета. Даже критически настроенные зрители отметили высокий уровень аранжировки Владимира Морозова и исполнение хитов Ольгой Сосновской.
Композитор Михаил Герцман побывал вначале на прогоне спектакля, затем пришел и на премьерный показ. Он отметил, что «спектакль не для дураков, и симпатичное зрелище. Классика не испорчена». Кроме того, он отметил, что новое шоу – это «замечательно найденная и воплощенная форма бенефиса».
На вопрос, оправдались ли ожидания, продюсер Владимир Юрковский ответил, что если бы он был доволен на сто процентов, то на его деятельности можно было бы поставить крест. Поэтому «Фаустина» будет меняться и дальше.

Артур Артеев


Опера в трансе,

или классические арии на новый лад

Нечто доселе невиданное ждет театралов республики в этом сезоне. В феврале в театре оперы и балета состоится премьера транс-оперы «Фаустина». Любопытно, что буквально на днях в Амстердаме прошел показ первой в мире trance-opera «Орфей». Так что Сыктывкар вполне имеет шанс стать вторым городом мира, где пройдет оригинальная постановка в этом жанре.
Между тем, большинство россиян уже имеют представление о том, что это такое и как звучит по блокбастеру Люка Бессонна «Пятый элемент». В ключевой сцене фильма герои слушают арию в техно-обработке. За синюю инопланетную оперную звезду Диву Плавалагуну пела албанская певица Инва Мула. Более продвинутые меломаны вспомнят еще европейскую исполнительницу Эмму Шапплин и американку Сару Брайтман. Жена композитора Эндрю Ллойда Вебера Сара исполнила главную партию в написанной для нее рок-опере «Призрак в опере». Ну а сыктывкарская «Фаустина» создана специально для нашей звезды Ольги Сосновской ее мужем – продюсером Владимиром Юрковским. Сейчас супруги гастролируют в Африке, но вечером накануне отъезда Владимир Иванович раскрыл для нас некоторые «карты» проекта, работа над которым идет уже больше года.
Идея создать транс-оперу, по словам В.Юрковского, возникла у него несколько лет назад после прослушивания аудиокассеты с элементами этого жанра. Сначала захотелось написать несколько подобных номеров, потом это переросло в идею сделать концерт, а затем уже доросло до проекта выпустить диск и сделать спектакль. «В основном «осовременивают» инструментальную музыку, а вокальной музыки подобного рода немного, - уверен продюсер. - В России это вообще уникальное явление. Если у других российских исполнителей 2-3 вещи в альбомах, то у нас весь альбом. Недавно кое-кто из коллег обвинил нас в приверженности к попсе, а один из поклонников Ольги выразил изумление этим проектом: «Как ты могла?!» Но это не попса! Это совершенно другая форма, иной жанр. Сложность в том, что Ольга замечательно поет классику, поэтому петь в такой манере для нее составляет определенную трудность. Мы хотим доказать, что тоже это можем. Мы не опускаемся от классики в эстраде. На самом деле это большое мастерство и искусство».
Уже больше года длится работа над современной компьютерной аранжировкой популярных классических арий. Для проекта брались мировые оперные хиты, в основном зарубежные. Какие именно, Владимир Юрковский уточнять не стал, сказал только, что «изложение классических арий будет созвучно с современностью, с нынешним ритмом жизни и энергетикой, но при этом все вещи будут узнаваемые». Как нам стало известно из другого источника, в «Фаустину» войдут ария Виолетты из оперы Джузеппе Верди «Травиата», «Аллилуйя» Моцарта, ария Сольвейг из оперы Эдварда Грига «Пер Гюнт», популярная в XVIII веке «Аве Мария» Каччини, ария Царицы ночи из «Волшебной флейты» Моцарта, «Вокализ» Рахманинова и что-то из «Сорочинской ярмарки» Мусоргского. Произведения отбирались совместно продюсером, исполнительницей, аранжировщиком и музыкальным консультантом – композитором Ириной Блинниковой. Кстати, Ирина Викторовна в разговоре с корреспондентом «МС» отметила, что жанр это специфический и для нас новый, поэтому есть опасения, что будут возможные нападки со стороны приверженцев академического искусства, которые возмутятся тем, как «испорчена» высокая классика. «Я, как музыкальный консультант, - заметила собеседница, - попытаюсь стать буфером между академическим крылом и крылом эстрадников, свести к минимуму уровень моральных потерь». Пока записано 15-20 номеров, сколько из них войдет в диск еще не определено. Альбом получится сольным – все композиции исполнит Ольга Сосновская.
Современную компьютерную обработку всех произведений произвел сыктывкарский музыкант Владимир Морозов, известный своими аранжировками к альбому фолк-группы Михаила Бурдина «Зарни Ань». Для него это первый опыт аранжировки классики, поэтому, как эмоционально выразился Владимир «это был просто ужас!». «Аранжировка эстрадных вещей идет просто: припев, куплет, припев, куплет…, - раскрыл свою кухню маэстро. - У классиков ничего не повторяется. Произведение состоит из 5-7 разных отрывков. А чем больше материала, тем сложнее». Альбом поступит в продажу накануне премьеры. В спектакль кроме вокала и аранжировки, присутствует еще инструментальная музыка и балет. Задействовано достаточно большое количество актеров. Правда, не все из тех, кто будет участвовать в проекте, еще об этом знают. Приглашают по мере необходимости, а доработки будут идти до последнего момента. Художник по костюмам - совершенно новый человек для театрального мира. Сценарий «Фаустины» пишет известный московский балетмейстер Юрий Пузаков. Несколько лет назад он отработал один сезон в театре оперы и балета РК. На сей раз в Сыктывкар он не приезжал, работа с ним идет по телефону и электронной почте. Юрий Пузаков придумал и название спектаклю.
Действие сюжета разворачивается вне времени и пространства. Это притча, основанная на внутреннем содержании арий, конкретное содержание оперы при этом не очень учитывается. Судя по названию, стержнем сюжета стала легенда о докторе Фаусте, только здесь он предстает в женском обличие. Кроме того, сюжет можно трактовать как историю жизни звезды.
По словам Владимира Юрковского, новый проект рассчитан на достаточно разнообразную аудиторию, в основном на возраст от 30 до 40 лет. Премьера «Фаустины» планируется на февраль, диск будет записан и выпущен ранее тиражом в две тысячи. Как считает продюсер, цена на диск будет разумная, и его издание особой прибыли не принесет. Ведь, чтобы получить прибыль тираж СD должен быть от 7 тысяч экземпляров и выше. Премьерный блок будет состоять из восьми спектаклей: дважды по четыре спектакля ежедневно. Попасть на «Фаустину» смогут все желающие, вне зависимости от размеров кошелька. Билеты будут стоить от 100 рублей до полутора тысяч. «Бюджет проекта достаточно высокий, поддержку ему оказали крупнейшие компании республики, - сообщил продюсер. – Это будет настоящее яркое шоу с множеством неожиданных элементов».

Артур Артеев


Юрий Пузаков: «В театр ворвался вандализм»

Московский режиссер открывает тайны сыктывкарской «Фаустины»

Как мы уже писали, в этом сезоне сыктывкарские театралы станут свидетелями рождения первой российской транс-оперы «Фаустина». Продюсер Владимир Юрковский привлек к работе над неординарной постановкой множество своих талантливых друзей и знакомых. Сценарий «Фаустины» написал известный московский балетмейстер, лауреат международных и российских конкурсов Юрий Пузаков. Он же выступил в качестве режиссера. Несмотря на свою занятость, москвич провел в Сыктывкаре две недели и на днях завершил основную часть работы по постановке. Накануне отъезда с режиссером встретился корреспондент «МС».
- Юрий Викторович, расскажите, как вы угодили в авторы первой российской транс-оперы?
- Все началось минувшим летом, когда мои большие друзья Владимир Юрковский и Ольга Сосновская попросили меня принять участие в этом проекте. Я постарался уделить проекту как можно больше времени и всю текущую работу отодвинул на второй план. Мы встречались в Москве, позже созванивались по телефону, определяли наши задачи. Правда мне не нравится название «транс-опера». Это, скорее всего спектакль-шоу, в котором впервые объединили столь разные арии и балет в едином сюжете.
- А в чем в таком случае отличие «Фаустины» от обычного спектакля?
Когда зрители приходят на обычную оперу, они слушают не больше трех-пяти арий за раз, здесь же услышат все самые лучшие арии мирового репертуара, причем в современной аранжировке. Я думаю, что это будет интересно абсолютно всем. Любители классики – придут послушать арии, любители современной музыки их аранжировку, любители балета порадуются классической и современной хореографии. Есть еще задумка пригласить труппу акробатов, которые среди прочего исполнят и брейк-дэнс. Они, возможно, войдут в свиту Мефистофеля. Кроме того, здесь есть и элементы шоу: хеппи-энд, большое количество музыкальных номеров, танцы, нетрадиционное звучание. В театр ворвался вандализм, и на сцене вся грязь жизни. Исчезло ощущение катарсиса и сопереживания героям. Я хочу вернуть это.
- Название «Фаустина», видимо, так или иначе перекликается с «Фаустом» Гете?
- Самые лучшие сюжеты для балета или оперы – это те, которые мы хорошо знаем. И поэтому я взял сюжет «Фауста». Помните, как к престарелому Фаусту является Мефистофель и предлагает ему за душу вечную молодость и все блага? Я сразу вспомнил этот сюжет и написал его в коротком изложение - синопсисе, уместившемся на одной страничке и напоминающем по стилю «краткое содержание» одной из серий «мыльной оперы»: «Героиня – ушедшая в тираж, одинокая, никому не нужная и состарившая певица собирается от безвыходности покончить жизнь самоубийством. К ней приходит Мефистофель и предлагает за душу не только вечную молодость и волшебный голос, но и вечный успех у публики. Но, подписав договор, певица не имеет право любить, и все те, кого она полюбит, погибнут. Поначалу, когда она согласилась, все было хорошо, и она купается в лучах славы. Но затем, пожалев влюбленного в ее голос слепого юношу, она умоляет Мефистофеля вернуть юноше зрение. Молодой человек прозрел, и его отправляют на войну. На поле битвы несчастный юноша гибнет. Все это происходит в абстрактном времени и месте». Кстати, свои балеты я всегда сам обрамляю сценариями. Это для меня своего рода хобби.
- Получается, что ваше детище – типичный образец творчества эпохи постмодернизма. Взят известный сюжет и наполнен новым смыслом. При этом цитируется классика. Можно сказать, что вы создали театрально-оперный центон?
- Да, я хочу, чтобы было много ассоциаций. Мы берем известный сюжет и нанизываем на него музыкальные моменты. В сюжете складывается смысл всех использованных арий. Арии будут звучать как на русском, так и на немецком, и итальянском языках. Причем, в обработке композитора Владимира Морозова некоторые арии получили совершенно необычное звучание. Так, в песне Сольвейг неожиданно слышны барабаны и звуки марша. А классический «умирающий лебедь» Сен-Санса станет японским журавлем в кимоно. Этот танец под звуки древнего сямисэна будет исполнять работающая в республиканском театре оперы и балета японская балерина Мина Окумура.
- Это еще один из признаков постмодернизма, как впрочем и то, что вы решили в одном спектакле совместить оперу и балет. Насколько это возможно?
- Меня всегда интересовала возможность соединить на одной сценической плоскости два жанра искусства. Это сложно, потому что разные жанры начинают «убивать» друг друга. И моя главная задача – развести жанры так, чтобы они не только не разрушали друг друга, но и дополняли и помогали бы друг другу. Я могу в какой-то момент поднять Сосновскую над сценой, спрятать за какой-нибудь предмет. Это моя задача. Но я не хотел бы раскрывать всех секретов того, как делаются «фокусы».
- Месяц назад Владимир Юрковский еще не мог точно назвать, что именно войдет в «Фаустину». Определились ли вы сейчас с количеством арий?
- По времени спектакль займет примерно один час двадцать минут. В это время уложится 17 музыкальных номеров и около десяти – балетных. Мы уже точно определили порядок номеров, и все они легли в сюжетную канву. Петь будет только Ольга Сосновская, а танцевать вся балетная труппа театра. Я работаю и с балетом, и с Ольгой Сосновской. Мы сейчас сделали уже несколько номеров. Получается очень интересно. У Сосновской тоже будет своя пластика, она не будет стоять на одном месте.
- А роль Мефистофеля так и останется «немой»?
- Не хочу, чтобы Мефистофель здесь пел, а то спектакль уйдет в оперу, и это не будет шоу Ольги Сосновской. Поэтому Мефистофель - совершено мимическая партия, без вокала. Мы предложили исполнить ее одному из ведущих оперных солистов театра, который в свое время был артистом балета, а также одному из нынешних артистов балета. Слепого юношу тоже исполняет артист балета.
- Говорят, что даже в костюмах героев «Фаустины» зрителей ждет сюрприз…
- Главная героиня по ходу спектакля будет в разных платьях. Их эскизы уже готовы. А выполнила их сыктывкарский художник Ирина Арсентьева. Она не театральный художник, работает в Москве в области высокой моды. Это внесет новый вкус в театральную сферу. Я когда-то работал с Валентином Юдашкиным и с Вячеславом Зайцевым. Соединение высокой моды и театра всегда интересно.
- Пять лет тому назад вы ставили в нашем театре «Вечер балета», а затем проработали здесь главным балетмейстером. Я попробовал найти через интернет ваше нынешнее место работы и был сбит с толку количеством городов и театров, где вы работали в последние годы.
- Просто сейчас я свободный балетмейстер. Балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» и «Любовь под вязами» по Юджину О`Нилу я делал в Чебоксарах, «Казанову» - в Саратове, в Англии ставил мюзикл про американского циркового продюсера «Барнум». Много работал на льду с Еленой Чайковской, сделал несколько номеров для ее ведущих спортсменов. Всегда приятно заниматься несвоим делом. Я живу в Москве, но работаю в разных городах и странах, поэтому дома практически не бываю. Сейчас только что вернулся из Минска, где в оперном театре ставлю «Любовь под вязами», из Сыктывкара снова еду в Минск, выпускаю там свой балет. Потом через Москву - снова в Сыктывкар. Буду здесь 20 января, а премьера «Фаустины» состоится 8 февраля.

Беседовал Артур Артеев